ЛОГОРИТМИКА 

 

 В интеллигентных и обеспеченных семьях  на протяжении уже нескольких столетий принято  обучать музыке детей с малых лет. Почему же имеет место такое явление, тем более,  что профессиональных музыкантов, в действительности,  не так уж и много? Попробуем ответить на этот вопрос.

   

    Еще у древних греков существовала наука  -  орхестика   (от греческого  orchestra - музыканты, исполняющие музыкальные произведения),  которой обучали детей аристократов. Французский психолог и педагог  Э.Ж. Далькроз  ввел систему ритмического воспитания, как наиболее соответствующую воспитанию гармонической личности. Вальдорфская педагогика ввела понятие  эвритмии (все явления мира подчинены ритму, человек, ритмически организованный имеет все возможности быть счастливым).  Знаменитый  германский педагог и  музыкант К. Орф ввел систему элементарного музицирования, которая начинается с применения самых простых ударных инструментов -  ладоней,  бубнов, погремушек, барабанов.  На чем основано применение этих методов?

 

    В  каждом живом организме бьется пульс,  и это основа жизни - ритм! Всемирно известный  ученый, невролог и психиатр  В.М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка  заметное воздействие оказывает ритм  (ритмичные похлопывания, баюканье, укачивание, ритмичные бытовые речевые игры - «ладушки-ладушки»  и т.п), а лишь затем  звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.  Ритмические  движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной  деятельности мозга человека.

 

    Музыкальные и логоритмические  (от греческого - «логос» - слово,  и ритмика)  занятия в студии раннего развития «Рыжий кот» основываются на новейших  педагогических разработках, которые  учитывают возрастные особенности малышей. В их основе лежит  воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых, предметных).

 

    Формирование  представлений ребенка  о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах,  осуществляется в неразрывном единстве.

 

    Каждое занятие включает в себя  пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, игра на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал лексически доступен, включает малые  формы фольклора и стихи детских поэтов.

 

    Значительная роль  в работе по осознанию  ритмического строя речи  принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать  движения со словами, что способствует, в первую очередь,  речевому развитию детей.  Обучение детей игре на шумовых инструментах является средством для решения  следующих  (помимо развития чувства ритма) задач:  развития внимания и памяти,  координации движений,  мелкой моторики и т.д.

 

    Все упражнения заранее не изучаются, а  проводятся по подражанию.

 

    Музыкальные, ритмические и пальчиковые  игры,  способствуя совершенствованию мелкой моторики,  координируют и развивают работу правого и левого полушарий мозга, что,  в последствии,  очень пригодится при любых других видах деятельности.  Как правило, люди, занимавшиеся музыкой, всегда имеют тренированную память, внимание, хорошую реакцию.

 

    Работа по развитию чувства ритма продолжается в процессе овладения детьми  различных видов деятельности не только  на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на занятиях по развитию речи, логике,  рисованию и т.д.

 

 Музыкальный руководитель

 студии раннего развития ребенка

 «Рыжий кот»                                                     Комарова Гульнара Рифовна